Аня, я очень бы не хотел сейчас отвечать на этот твой вопрос, ибо нам бы с азами веры разобраться, а прямой и честный ответ требует перехода на более высокие уровни познания Бога. Многие ли здесь готовы для этого? Все ведь должно быть поэтапно. Как, например, это отображено в "Лествице или Скрижалях духовных" преподобного Ионна.
Но если ты настаиваешь, то хорошо. Прошу постараться понять, о чем будет идти речь.
Но будет очень много букв.
Прости, может быть я не прав, но в твоем вопросе как бы подспудно скрывается потенциальная обида, или некая претензия к Богу. Дескать как же так? Как Бог может не принять хорошего человека с добрыми делами, но не верующего в Него?
Мне где-то месяц назад попался на глаза сюжет Евроньюс, где освещался вопрос, почему в Германии всё больше людей отказываются от веры в Бога и церкви. И смысл был в том, что христианство не хочет принять и одобрить устремления современных людей, сношаться с людьми своего пола и менять пол. Что если Бог добрый и любящий, то Он никак не может запретить хорошим и добрым людям брать друг у друга за щеку и подставлять свои раздвинутые булки. А если он через Свою церковь и Свои слова в Писании прямо запрещающие таким безобразием заниматься, таки не хочет идти на встречу добрым людям, то это плохой Бог и Он не нужен как и Его церковь. Показали одного священника, который сказал, что надо идти на встречу людям и пусть хоть обсосуться друг у друга и ... Подчеркнули, что вот это правильный священник. Но только забыли добавить, что это уже не христианство, а какая-то садомия и бесовщина.
К чему я это все говорю? К тому, что люди зачастую хотят использовать/подстраивать Бога под свои взгляды и интересы. И если у них не получается это сделать, то начинают осуждать собственного Творца. При этом, повторюсь, ощущая себя хорошими и правильными, определенно достойными рая.
Чем спасается человек? Только добрыми делами? Или только верой? Кого в большинстве религий считают праведником?
Многие протестанты (одно из христианских направлений) считают, что спасаются в первую очередь верой (кто изучал политэкономию и/или, знаком с Марксистско-ленинской философией, тому знаком термин "протестанская этика" и все, что с ней связано). Католики (еще одно из христианских направлений, появившихся до протестантизма), считали несколько иначе, но запутались до того, что придумали индульгенции и так далее.
В исламе главное вера в Аллаха (кстати, Аллах в переводе с арабского это Бог) и ислам стоит на следующих принципах:
вера в Аллаха ("таухид"), вера в ангелов Аллаха ("маляикат"), вера в Писания Аллаха ("китаб"), вера в Пророков и Посланников Аллаха ("анбийа"), вера в предопределение Аллаха ("къадр"), вера в будущую жизнь ("ахъират"). А основные предписания, обязательные для всех мусульман это: чтение шахады ("нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Аллаха"), пять обязательных молитв в день ("намаз"), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда, соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката, паломничество ("хадж") в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина, пожертвования нуждающимся и на нужды общины (”закят”). То есть главное вера, но и добрые дела, как мы видим, тоже нужны. Кстати, напомню, что ислам появился намного позже христианства.
В этом отношении ислам и протестантизм (в некоторых своих проявляниях) в определенной мере пересекаются с иудаизмом и все это уходит корнями в ветхозаветную религию.
Буддизм это в определенной мере больше философия, чем религия, поэтому не будем его сейчас касаться.
Прошу прощения, что больше всего уделил внимания исламу, ибо в последнее время чаще всего дискутирую с их представителями, которые проявляют очень большую активность в том числе и в интернете.
То есть, как мы видим, в основе различных религий в Единого Бога лежит вера. Но вера без дел мертва. Поэтому к вере должны прилагаться добрые дела.
Поэтому получается такая картина: основные религии нам говорят, - верь в Бога, соблюдай заповеди, молись как предписано, соблюдай посты и, конечно, делай добрые дела. Это ключ к раю.
Но! Об этом но будет ниже.
Почему в вопросе спасения души каждого человека на первом месте стоит вера в Бога, а уже потом добрые дела?
а). Потому как одно обязательно должно прилагаться к другому;
б). Потому как без веры в Бога человек любые добрые дела может исказить гордыней и самомнением (об этом более подробно опять же ниже после слова "Но"). И тому пример востание изначально добрых и могущественных ангелов во главе с дьяволом против своего Создателя - Бога. Они, условно говоря, изначально делали добрые дела, но гордыня заставила их противопоставить себя Богу. Примерно такое произошло и с Адамом и Евой, которые ослушались слов Бога, хотя жили в раю и ни в чем не нуждались.
То есть Бог, который есть любовь и добро, создает людей и ангелов для жизни вечной, но каждого наделяет свободной волей. И некоторые люди, как и ангелы, пользуясь этой свободной волей, востают против своего Создателя Бога, при этом, как и большинство из нас, считают себя хорошими. Ну, пусть и не прямо-прямо хорошими, но уж точно ни как все другие, с которыми и в одном поле не присядешь
Обрати внимание, что из 10 заповедей первые 4 касаются веры в Бога и потом уже идут заповеди касающиеся морально-нравственного поведения человека:
5. "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле".
6. "Не убивай".
7. "Не прелюбодействуй".
8. "Не кради".
9. "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".
10. "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего".
Это, основанный на Писаниях различных религий, мой прямой хоть и короткий ответ на твой вопрос.
А теперь про "Но".
Но приходит Христос (Спаситель), который через пророков был обещан людям и говорит, что все это так, НО, только вера в Бога (как ее поняли многие) и добрые дела не являются автоматическим ключом ко спасению. Что к этому надо прилагать чистое сердце, осознание собственных грехов и именно это нужно Богу. Говорит, что человек по своей греховной природе (после грехопадения Адама и Евы) не может сам спастись и попасть в рай. Но Бог, видя чистые устремления человека, спасет его.
И к заповедям Моисея, о которых шла речь выше, дает "Заповеди блаженства", наиболее приближающие человека к Богу:
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас".
Тем самым Христос показывает самые высоты духовности.
И Он Сам подает всем пример всей своей земной жизнью.
Это если совсем коротко к вопросу о том, почему для меня христианство и именно православие является истинным путем к Богу и спасению. И это, помимо прочего, отличает православие от других религий. Более подробно об этом в Евангелии и это отдельный разговор.
Понимаю, что все это сложно уразуметь. В том числе и поэтому я здесь не хотел затрагивать эти вопросы.
Если надо, для понимания могу привести простые примеры, в том числе и из своей жизни.
И чтобы картина спасения не получалась совсем сложной, напомню про слова Христа, - "В доме Отца Моего обителей много". То есть я надеюсь, что ни одно чистое и доброе дело любого человека, не пропадёт. Что Господь как-то все управит. Но как это сделать, если человек добровольно отвергает Бога - лично я не представляю.