Когда стоял бортовой компьютер, даже зимой он иногда ругался про превышение температуры двигателя за 105 градусов. Я не обращал внимания, а отец ездил в сервис и показывал что мол так и так идёт кратковременный перегрев, но его заверили что всё отлично.
Затем я наткнулся на
запись Сергея Смирнова, много думал об продлении срока службы используемого мной масла.
На ноте очень быстрой прогрев двигателя зимой и летом - достаточно проехать каких-то двести метров, бортовой компьютер сразу рапортовал о достижении 60 градусов. То есть основная часть из 5,4л объёма находится в патрубках и радиаторе и снижение порога открытия термостата не окажет влияние на прогрев двигателя в целом.
Нашёл что на микру с CR12DE был и есть термостат на 82°С - 21200-
AX000. Штатный на ноте 21200-
BX000 идёт с открытием в 88°С.

Летом после поездки, остановке и работе на холостых бортовик показывал 94 градуса. То есть дельта от начала открытия штатного составляет 6 градусов. Итого после замены термостата я получу температуру прогретого двигателя на холостых 88 градусов, что более чем достаточно.
Перед установкой термостата на машину его обязательно необходимо проверить - погружаем в чашку и начинаем нагревать, контролируя температуру.


Затем переходим к двигателю, заменить термостат на CR14DE вообще не проблема - достаточно снять корпус дроссельной заслонки и воздушного фильтра и вот он перед вами. Дожидаемся когда машина остынет.

Подставляем чистую ёмкость под слив антифриза. По прикидкам должно вылиться порядка 1л(!).

Вытаскиваем плоскогубцами старый термостат. Подтверждается что он на 88 градусов.

Обратите внимание что диаметр отверстия меньше чем на 82-градусном:

Устанавливаем новый, закрываем его крышкой и доливаем антифриза в потерянном количестве. Поднимаем машину или ищем горку чтобы встать и пару раз газануть чтобы избавиться от воздушной пробки.
Теперь что касается температуры - со старым термостатом в пробках были скачки к 100 градусам Цельсия, которые сбивались вентилятором до 94 градусов:

С новым общая температура вообще не больше 95 градусов:

А при движении по трассе - не больше 84°С.
Посмотрим как дальше будет вести себя и масло и двигатель.